Обычная версия сайта
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: А А А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Ессентуки

Формирование у учащихся здорового образа жизни

Статья из опыта воспитательной работы учителя начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 3 г. Ессентуки Пушкарской О.Э.

"Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то во всяком случае,
поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"

Академик, хирург Н. М. Амосов.

Воспитательная проблема, над которой я работаю, посвящена теме формирования у учащихся здорового образа жизни.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. Целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. В нашей школе проводится много различных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. В процесс обучения мы внедряем современные здоровьесберегающие технологии. Я задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.

Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Это показало анонимное анкетирование. И движет ими, прежде всего, любопытство, а вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников уже стабилизируется к 9 классу. А причины этого уже другие, нежели любопытство. В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение - это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше - с начальных классов. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Обсудив проблему на родительском собрании, обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа по профилактике курения. В классные часы включили темы: внешний вид курильщика; сколько лет живёт курильщик; почему не курят спортсмены; ролевые игры; спортивные мероприятия совместно с родителями "Путь к олимпийским медалям начинается с зарядки", и другие. На уроках обсуждаем отрывки из известного мультфильма "Ну, Погоди!" связанных с курением, проводим конкурсы рисунков «Нет, - курению!» Внимательно относимся к проблеме правильного питания. К решению проблемы питания я привлекаю и семьи. Например, продумать домашний рацион на неделю вперёд. Без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от своих чад такое, о чём раньше не догадывались. Например, о том, какую кашу любил великий полководец Суворов. Предмет интересен тем, что заставляет думать. Думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров. И поступать соответственно своим убеждениям. Темы "вечные", но для нашего уклада жизни очень актуальные: "Самые полезные продукты", "Как правильно есть", " Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной". Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, это способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья, как главной человеческой ценности. После уроков куратор с ребятами совершают прогулки на свежем воздухе. Дети дышат воздухом, отдыхают, потом приходят домой не такими уставшими. Большое значение в вопросах здоровьесбережения детей имеет организация и проведение двигательных перемен. Так плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело.

Хороший результат дают подвижные игры на перемене. В классе разработаны основные заповеди: "Как помочь быть здоровым", «Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины», « Не забывай спортивной формы», « Работай на уроке, не мешая другим», «Оказывай взаимопомощь», « Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка». На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Физминутки проводим в стихотворной форме, под музыку, используем мультимедийное оборудование кабинета. Провожу различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя. Многие дети приходят в школу с нарушением осанки. Можно использовать такой приём: ребёнку разворачиваем плечи, выпрямляем спину, ставим плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Всю организацию учебно-воспитательной работы я стараюсь построить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

Делаем облегчённой начало каждой учебной недели и конец;
рационально чередуется учёба и отдых детей.
Поэтому тему здоровьесбережения считаю важной и востребованной. Обобщая опыт, я отметила следующие параметры результативности:
• Снижение заболеваемости среди обучающихся;
• Повышение качества обученности;
• Создание сплочённого коллектива учащихся;
• Личностный рост учащихся
• Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Просмотров: 5499 раз