Обычная версия сайта
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: А А А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Ессентуки

Из опыта работы зам.директора по УВР Кудиновой Е.Д.

Из опыта работы

зам.директора по УВР

Кудиновой Е.Д.

Повышение профессиональной компетенции учителя через систему методической работы в межаттестационный период

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.

В связи с этим, деятельность педагога и администрации образовательного учреждения в межаттестационный период может выглядеть следующим образом:

На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой:

выделяются противоречия, проблемы;

формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система);

планируется разработка методического и диагностического инструментария;

прогнозируется желаемый результат.

В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно включить следующие разделы:

Изучение психолого-педагогической литературы.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).

Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.

Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;

не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;

стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.

Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога может служить портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

Оценка профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период осуществляется при помощи внешнего и внутреннего аудита. Внешний аудит – независимое подтверждение информации о результатах деятельности. Внутренний аудит – это деятельность администрации образовательного учреждения по установлению соответствия всей системы педагогической (управленческой) деятельности требованиям (нормативам) квалификационной категории. Данная модель оценки профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период позволяет учитывать многоаспектность, многомерность педагогического труда учителя, его инновационную направленность формирования портфолио.

Основными принципами портфолио являются системность, достоверность и объективность представленных материалов. Аттестующиеся могут получить баллы за свои материалы. Однако, как показывает практика, далеко не все портфолио отвечают этим принципам. Отдельные педагоги начинают его формирование в последний год: выступают на всех методических объединениях, проводят открытые уроки, участвуют во всех конкурсах. Как учитель или воспитатель работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его материалах.

В период подготовки и проведения аттестации администрацией образовательного учреждения должно быть организовано научно-методическое сопровождение профессионального развития учителя, цель и задачи которого в следующем:

Проанализировать сущность и динамику развития понятия «профессиональная компетентность учителя» в педагогической теории и практике.

Выявить проблемы и приоритетные направления совершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе его аттестации.

Проанализировать взаимосвязь процесса аттестации и развития профессиональной компетентности учителя.

Разработать модель процесса аттестации педагогических кадров, которая обеспечивает непрерывный рост их профессиональной компетентности.

Разработать программу научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности учителя в межаттестационный период и осуществить ее экспериментальную проверку.

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя

Серия учебных занятий

Методическая продукция

Портфолио

Собеседование

Творческий отчет

Представление результатов педагогической деятельности

Мастер-класс

Творческая мастерская

Педагогический проект

Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности

Профессиональные конкурсы

Схема оценки учебного занятия

Оценка содержания учебного материала.

Оценка эффективности способов деятельности педагога.

Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.

Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

Оценка целей и результатов проведенного занятия.

Оценка содержания учебного материала на уроке:

научность, доступность изучаемого учебного материала;

актуальность материала и его связь с жизнью;

степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;

оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.

Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.

Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

Программно-методическое обеспечение курса.

Модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя.

Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

Инструментарий:

Педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.

Диагностический – пакет тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопросов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

При наличии инновационной деятельности педагогу следует обращать внимание на следующие параметры её оценки:

1. Наличие темы экспериментальной, инновационной работы.

2. Выделены ли противоречия и проблемы, которые решались в ходе экспериментальной работы.

3. Обоснование актуальности.

4. Наличие цели экспериментальной работы.

5. Наличие задачи эксперимента.

6. Достигнута ли цель? Наличие, доказательства.

7. Наличие параметров, по которым отслеживались результаты.

8. Выделены изменения, которые произошли в результате экспериментальной (инновационной работы) работы:

- в содержании образования;

- в применяемых образовательных технологиях; методах, формах организации учебной деятельности и т.д.;

- в качестве обученности, развитости, воспитанности учащихся;

- в уровне профессиональной компетентности самого педагога;

- в системе управления учебно-воспитательным процессом.

9. Сопоставление планируемого и полученного результата.

10. Описаны методы проверки результата.

11. Описан ли новый педагогический опыт созданный в процессе инновационной деятельности.

12. Определены ли формы представления результата (представление на заседании экспертного совета, научно-методического, педагогического советов, публикации в методическом журнале, подготовка методического пособия и т.д.).

13. Выделены ли перспективы: что может произойти при условии внедрения в массовую практику.

14. Сформулированы ли необходимые условия для закрепления положительных результатов эксперимента.

Почти все вышеназванные параметры деятельности педагога отражает «Диагностическая карта учителя» — документ, который весь межаттестационный период наряду с индивидуальной программой и портфолио представляет по различным направлениям работу учителя. Занесение в такую карту данных позволяет самому учителю контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого количество часов повышения квалификации, тематику такого дополнительного образования, выстраивать вектор своей деятельности на ближайшие годы (самодиагностика). Для руководства школы и контролирующих органов диагностическая карта также может помочь быстро получить представление о работе учителя, построить проверку более предметно.

Система непрерывного педагогического образования призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя, который традиционной системой профессиональной педагогической подготовки, локализованной в деятельности отдельно взятых субъектов непрерывного профессионального образования, недостижим. Учитель, не прошедший целостную многоэтапную и многопрофильную социализацию в области своей профессии, не может быть подготовлен к ее «исполнению» на уровне современной образовательной парадигмы.

Просмотров: 3722 раз