Обычная версия сайта
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: А А А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Ессентуки

Организация проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ СОШ №3 ЛЕБЕДИНСКОЙ Е.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».

Древняя китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей.
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.

Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Я считаю, что именно проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-6-х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:
- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»
-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах»
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс – устарел ли он в наше время?».
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми.
Так, учащиеся 9-х классов выполнили групповой среднесрочный информационный проект «Русь в период феодальной раздробленности». Поскольку в разработке и изучении истории феодальной раздроблен¬ности главная проблема заключается в оценке этого явления, в процессе работы над проектом учащимися изучались различные мнения: древнерусских летописцев, историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, А. К. Леонтьева, Л. Н. Гумилева. Изучение характеристик процессов, явлений, объектов, анализ и обобщение выявленных фактов позволили сделать выводы по основной проблеме проекта - «Удельная Русь – феодальная или государственная раздробленность?»
Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий:
- развитие экономики
- законотворчество
- внешняя политика
- развитие культуры и другие.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и систематизации материала.
На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в качестве домашнего задания и мини-проектов.
Результатами таких проектов стали виртуальные экскурсии:
• По Лермонтовским местам Пятигорска
• Картинная галерея П.Гречишкина

В рамках городского конкурса исследовательских работ учащихся учащейся 11 был выполнен исследовательский индивидуальный проект «Ими гордится моя семья».
В течение двух месяцев были проанализированы домашние архивы – фронтовые письма и фотографии, сообщения командования, газеты военного времени, рассказы очевидцев. Благодаря этому были реализованы основные цели и задачи проекта:
• Повышение интереса к изучению истории страны
• Формирование чувства гордости за членов своей семьи
• Формирование умений самостоятельного определения задачи проекта, отбора необходимого материала, метода анализа ситуации
• Развитие коммуникативных умений и навыков

На этапе рефлексии ученица сделала следующие выводы:
• Благодаря работе над данным проектом она узнала, что один из членов семьи является настоящей «легендой» Великой Отечественной войны, о нем написаны книги и даже снят художественный фильм;
• Более теплыми и уважительными стали отношения между всеми поколениями семьи;
• Возникло особое чувство, чувство сопричастности к истории нашей Родины.
• Укрепился интерес к изучению истории своей страны

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Более подробно хочу представить проектную работу учащихся 11-х классов по теме «Молодёжные субкультуры» в рамках изучения культуры современной России. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.
На 1 этапе работы учащиеся самостоятельно выбрали данную тему и определили проблему – можно ли отождествлять понятия «неформал» и «хулиган»? Эта проблема оказалась наиболее болезненной в отношениях молодых людей со старшим поколением, особенно с родителями.

Для изучения отношения учащихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы:
• Что вы знаете о неформалах?
• Каковы причины присоединения молодых людей к неформалам?
• Каково ваше отношение к неформалам? и другие.

Учащиеся работали по следующим направлениям:
- музыкальные субкультуры
- спортивные субкультуры
- арткультуры
- готы, эмо, геймеры, историческая реконструкция и т.д.
- контркультуры

Для оформления презентации по данному проекту были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проекта было очень красочным и эмоциональным.

Это говорит о большом интересе к данной проблеме, формировании навыков поиска, отбора и анализа необходимой информации, развитии умений оформления иллюстративного материала, формировании коммуникативных умений и навыков; способности ориентироваться в информационном пространстве. Завершением работы над проектом был эмоциональный призыв ко взрослым – понять увлечения молодых людей, не осуждать, а, возможно, и присоединиться к ним, тем самым не допустив ухода детей в контркультуры. Многие учащиеся познакомили с данной презентацией своих родителей.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

Проекты «Молодежные субкультуры» - 11 класс, «Русь в период феодальной раздробленности» - 9 класс были представлены на заседании городского школьного клуба «Юный философ». Проектная работа «Ими гордится моя семья» на городском конкурсе исследовательских работ учащихся заняла второе место.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.
Я считаю, что использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Просмотров: 11692 раз